УТВЕРЖДАЮ
Председатель МО ДОСААФ России
Мамонтовского р-на Алтайского края
_________________С.В. Ячменев
«_09_» _января_ 2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету
« Основы управления транспортными средствами»
с. Мамонтово
2019г.
Рабочая программа разработана на основании Примерной программы
профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В»
утвержденной приказом Министерства образования и науки от 26.12.2013 № 1408.
1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА
«Основы управления транспортными средствами» является одной из дисциплин,
формирующих подготовку водителей транспортных средств всех категорий. Целью является
изучение основ техники управления транспортными средствами и дорожных условий.
Основной задачей является закрепление профессиональных знаний по направлениям
подготовки.
2. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ К
ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СЛУШАТЕЛЕЙ
«Основы управления транспортными средствами» входит в базовый цикл программы
профессиональной подготовки водителей транспортных средств всех категорий и
предназначена для получения слушателями автошколы устойчивых знаний и умений в
области понимания системы безопасности дорожного движения, Правил дорожного
движения (ПДД), основ обеспечения безопасности движения в различных дорожных
условиях.
В результате изучения дисциплины слушатели автошколы должны знать и уметь применять
на практике:
- эксплуатационные свойства транспортных средств; -
характеристики и свойства дорожных покрытий; -
принципы управления в сложных дорожных условиях;
-особенности управления в штатных и нештатных ситуациях процесса движения.
3. Распределение учебных часов по разделам и темам
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
В том числе |
||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Дорожное движение. |
2 |
2 |
- |
Профессиональная надежность водителя. |
2 |
2 |
- |
Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления. |
2
|
2
|
-
|
Дорожные условия и безопасность движения. |
4 |
2 |
2 |
Принципы эффективного, безопасного и экологичного управления транспортным средством. |
2
|
2
|
-
|
Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения. |
2
|
2
|
-
|
Зачет |
1 |
- |
1 |
Всего |
15 |
12 |
3 |
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ
Тема 1. Дорожное движение:
дорожное движение как система управления водитель-автомобиль-дорога (ВАД); показатели
качества функционирования системы ВАД; понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП);
виды дорожно-транспортных происшествий; причины возникновения дорожно-транспортных
происшествий; анализ безопасности дорожного движения (БДД) в России; система водитель автомобиль (ВА); цели и задачи управления транспортным средством; различие целей и задач
управления транспортным средством при участии в спортивных соревнованиях и при участии в
дорожном движении; элементы системы водитель-автомобиль; показатели качества управления
транспортным средством: эффективность и безопасность; безаварийность как условие достижения
цели управления транспортным средством; классификация автомобильных дорог; транспортный
поток; средняя скорость; интенсивность движения и плотность транспортного потока; пропускная
способность дороги; средняя скорость и плотность транспортного потока; соответствующие
пропускной способности дороги; причины возникновения заторов.
Тема 2. Профессиональная надежность водителя:
понятие о надежности водителя; анализ деятельности водителя; информация, необходимая водителю
для управления транспортным средством; обработка информации; сравнение текущей информации с
безопасными значениями; сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и накопления
опыта; штатные и нештатные ситуации; снижение надежности водителя при неожиданном
возникновении нештатной ситуации; влияние прогноза возникновения нештатной ситуации, стажа и
возраста водителя на время его реакции; влияние скорости движения транспортного средства на
размеры поля зрения и концентрацию внимания; влияние личностных качеств водителя на
надежность управления транспортным средством; влияние утомления на надежность водителя;
зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем; режим труда и
отдыха водителя; зависимость надежности водителя от различных видов недомоганий,
продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и
степени опьянения; мотивы безопасного и эффективного управления транспортным средством.
Тема 3. Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления:
силы, действующие на транспортное средство в различных условиях движения; уравнение тягового
баланса; сила сцепления колес с дорогой; понятие о коэффициенте сцепления; изменение
коэффициента сцепления в зависимости от погодных условий, режимов движения транспортного
средства, состояния шин и дорожного покрытия; условие движения без буксования колес; свойства
эластичного колеса; круг силы сцепления; влияние величины продольной реакции на поперечную
реакцию; деформации автошины при разгоне, торможении, действии боковой силы; угол увода;
гидроскольжение и аквапланирование шины; силы и моменты, действующие на транспортное
средство при торможении и при криволинейном движении; скоростные и тормозные свойства,
поворачиваемость транспортного средства; устойчивость продольного и бокового движения
транспортного средства; условия потери устойчивости бокового движения транспортного средства
при разгоне, торможении и повороте; устойчивость против опрокидывания; резервы устойчивости
транспортного средства; управляемость продольным и боковым движением транспортного средства;
влияние технического состояния систем управления, подвески и шин на управляемость.
Тема 4. Дорожные условия и безопасность движения:
динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг
транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при
изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и
остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции
водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства,
его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в
секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы
управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного
управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости,
ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий
движения; влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость
безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные
условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости
транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности
возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в
транспортном потоке. Решение ситуационных задач.
Тема 5. Принципы эффективного, безопасного и экологичного управления транспортным средством:
влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном движении; наиболее
опасный период накопления водителем опыта; условия безопасного управления транспортным
средством; регулирование скорости движения транспортного средства с учетом плотности
транспортного потока; показатели эффективности управления транспортным средством; зависимость
средней скорости транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных потоках
различной плотности; снижение эксплуатационного расхода топлива - действенный способ
повышения эффективности управления транспортным средством; безопасное и эффективное
управления транспортным средством; проблема экологической безопасности; принципы
экономичного управления транспортным средством; факторы, влияющие на эксплуатационный
расход топлива.
Тема 6. Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения:
безопасность пассажиров транспортных средств; результаты исследований, позволяющие утверждать
о необходимости и эффективности использования ремней безопасности; опасные последствия
срабатывания подушек безопасности для непристегнутых водителя и пассажиров транспортных
средств; использование ремней безопасности; детская пассажирская безопасность; назначение,
правила подбора и установки детских удерживающих устройств; необходимость использования
детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста; подушки
безопасности для пешеходов и велосипедистов; световозвращающие элементы, их типы и
эффективность использования; особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов,
расположенных вблизи детских учреждений; обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов
при движении в жилых зонах.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА
Литература
1. Шухман Ю.И. Учебник водителя. «Основы управления автомобилем и безопасность движения»
Учебник водителя автотранспортных средств категории «В» (7-е изд.) учебник 2014г.
Электронные учебно-наглядные пособия
1. Интерактивная мультимедийная программа для подготовки водителей транспортных средств «
Автополис-Медиа» полный теоретический курс. ООО « Компания « Автополис-плюс» Москва
2014год.
2. Мультимедийная программа «Зарница-Автошкола». Теоретический курс и методическое пособие.
ООО « Зарница» Москва 2014 год.
Методы и средства обучения
Учебным планом предусмотрен лекционный курс и проведение практических занятий.
Использование информационных технологий и активных методов обучения
Предусмотрено использование: -
Обучающие фильмы;
-мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран, программное обеспечение
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ
1 Формы текущего контроля
Текущий контроль включает проверку наличия конспекта лекций, контрольные работы,
тестовые задания.
2 Форма аттестации
Формой итоговой аттестации в соответствии с учебным планом является зачет