Главная \ Раб. программа Основы управления ТС

Раб. программа Основы управления ТС

УТВЕРЖДАЮ

Председатель  МО ДОСААФ России

Мамонтовского р-на Алтайского края

_________________С.В. Ячменев

«_09_» _января_ 2019 г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

« Основы управления транспортными средствами»

                                                    

 

с. Мамонтово

2019г.

 

 

Рабочая программа разработана на основании Примерной программы

профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории «В»

утвержденной приказом Министерства образования и науки от 26.12.2013 № 1408.

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕДМЕТА

«Основы управления транспортными средствами» является одной из дисциплин,

формирующих подготовку водителей транспортных средств всех категорий. Целью является

изучение основ техники управления транспортными средствами и дорожных условий.

Основной задачей является закрепление профессиональных знаний по направлениям

подготовки.

2. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ И ТРЕБОВАНИЯ К

ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ СЛУШАТЕЛЕЙ

«Основы управления транспортными средствами» входит в базовый цикл программы

профессиональной подготовки водителей транспортных средств всех категорий и

предназначена для получения слушателями автошколы устойчивых знаний и умений в

области понимания системы безопасности дорожного движения, Правил дорожного

движения (ПДД), основ обеспечения безопасности движения в различных дорожных

условиях.

В результате изучения дисциплины слушатели автошколы должны знать и уметь применять

на практике:

- эксплуатационные свойства транспортных средств; -

характеристики и свойства дорожных покрытий; -

принципы управления в сложных дорожных условиях;

-особенности управления в штатных и нештатных ситуациях процесса движения.

3.  Распределение учебных часов по разделам и темам

 

Наименование разделов и тем

Количество часов

Всего

В том числе

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Дорожное движение.

2

2

-

Профессиональная надежность водителя.

2

2

-

Влияние свойств транспортного средства              

на эффективность и безопасность управления.

2

 

2

 

-

 

Дорожные условия и безопасность движения.

4

2

2

Принципы эффективного, безопасного                    

 и экологичного управления транспортным средством.

2

 

 

2

 

 

-

 

 

Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения.

2

 

2

 

-

 

Зачет

1

-

1

Всего

15

12

3

 

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Тема 1. Дорожное движение:

дорожное движение как система управления водитель-автомобиль-дорога (ВАД); показатели

качества функционирования системы ВАД; понятие о дорожно-транспортном происшествии (ДТП);

виды дорожно-транспортных происшествий; причины возникновения дорожно-транспортных

происшествий; анализ безопасности дорожного движения (БДД) в России; система водитель автомобиль (ВА); цели и задачи управления транспортным средством; различие целей и задач

управления транспортным средством при участии в спортивных соревнованиях и при участии в

дорожном движении; элементы системы водитель-автомобиль; показатели качества управления

транспортным средством: эффективность и безопасность; безаварийность как условие достижения

цели управления транспортным средством; классификация автомобильных дорог; транспортный

поток; средняя скорость; интенсивность движения и плотность транспортного потока; пропускная

способность дороги; средняя скорость и плотность транспортного потока; соответствующие

пропускной способности дороги; причины возникновения заторов.

Тема 2. Профессиональная надежность водителя:

понятие о надежности водителя; анализ деятельности водителя; информация, необходимая водителю

для управления транспортным средством; обработка информации; сравнение текущей информации с

безопасными значениями; сформированными в памяти водителя, в процессе обучения и накопления

опыта; штатные и нештатные ситуации; снижение надежности водителя при неожиданном

возникновении нештатной ситуации; влияние прогноза возникновения нештатной ситуации, стажа и

возраста водителя на время его реакции; влияние скорости движения транспортного средства на

размеры поля зрения и концентрацию внимания; влияние личностных качеств водителя на

надежность управления транспортным средством; влияние утомления на надежность водителя;

зависимость надежности водителя от продолжительности управления автомобилем; режим труда и

отдыха водителя; зависимость надежности водителя от различных видов недомоганий,

продолжительности нетрудоспособности в течение года, различных видов заболеваний, курения и

степени опьянения; мотивы безопасного и эффективного управления транспортным средством.

Тема 3. Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления:

силы, действующие на транспортное средство в различных условиях движения; уравнение тягового

баланса; сила сцепления колес с дорогой; понятие о коэффициенте сцепления; изменение

коэффициента сцепления в зависимости от погодных условий, режимов движения транспортного

средства, состояния шин и дорожного покрытия; условие движения без буксования колес; свойства

эластичного колеса; круг силы сцепления; влияние величины продольной реакции на поперечную

реакцию; деформации автошины при разгоне, торможении, действии боковой силы; угол увода;

гидроскольжение и аквапланирование шины; силы и моменты, действующие на транспортное

средство при торможении и при криволинейном движении; скоростные и тормозные свойства,

поворачиваемость транспортного средства; устойчивость продольного и бокового движения

транспортного средства; условия потери устойчивости бокового движения транспортного средства

при разгоне, торможении и повороте; устойчивость против опрокидывания; резервы устойчивости

транспортного средства; управляемость продольным и боковым движением транспортного средства;

влияние технического состояния систем управления, подвески и шин на управляемость.

Тема 4. Дорожные условия и безопасность движения:

динамический габарит транспортного средства; опасное пространство, возникающее вокруг

транспортного средства при движении; изменение размеров и формы опасного пространства при

изменении скорости и траектории движения транспортного средства; понятие о тормозном и

остановочном пути; зависимость расстояния, пройденного транспортным средством за время реакции

водителя и время срабатывания тормозного привода, от скорости движения транспортного средства,

его технического состояния, а также состояния дорожного покрытия; безопасная дистанция в

секундах и метрах; способы контроля безопасной дистанции; безопасный боковой интервал; резервы

управления скоростью, ускорением, дистанцией и боковым интервалом; условия безопасного

управления; дорожные условия и прогнозирование изменения дорожной ситуации; выбор скорости,

ускорения, дистанции и бокового интервала с учетом геометрических параметров дороги и условий

движения; влияние плотности транспортного потока на вероятность и тип ДТП; зависимость

безопасной дистанции от категорий транспортных средств в паре "ведущий - ведомый"; безопасные

условия обгона (опережения); повышение риска ДТП при увеличении отклонения скорости

транспортного средства от средней скорости транспортного потока; повышение вероятности

возникновения ДТП при увеличении неравномерности движения транспортного средства в

транспортном потоке. Решение ситуационных задач.

Тема 5. Принципы эффективного, безопасного и экологичного управления транспортным средством:

влияние опыта, приобретаемого водителем, на уровень аварийности в дорожном движении; наиболее

опасный период накопления водителем опыта; условия безопасного управления транспортным

средством; регулирование скорости движения транспортного средства с учетом плотности

транспортного потока; показатели эффективности управления транспортным средством; зависимость

средней скорости транспортного средства от его максимальной скорости в транспортных потоках

различной плотности; снижение эксплуатационного расхода топлива - действенный способ

повышения эффективности управления транспортным средством; безопасное и эффективное

управления транспортным средством; проблема экологической безопасности; принципы

экономичного управления транспортным средством; факторы, влияющие на эксплуатационный

расход топлива.

Тема 6. Обеспечение безопасности наиболее уязвимых участников дорожного движения:

безопасность пассажиров транспортных средств; результаты исследований, позволяющие утверждать

о необходимости и эффективности использования ремней безопасности; опасные последствия

срабатывания подушек безопасности для непристегнутых водителя и пассажиров транспортных

средств; использование ремней безопасности; детская пассажирская безопасность; назначение,

правила подбора и установки детских удерживающих устройств; необходимость использования

детских удерживающих устройств при перевозке детей до 12-летнего возраста; подушки

безопасности для пешеходов и велосипедистов; световозвращающие элементы, их типы и

эффективность использования; особенности проезда нерегулируемых пешеходных переходов,

расположенных вблизи детских учреждений; обеспечение безопасности пешеходов и велосипедистов

при движении в жилых зонах.

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА

 Литература

1. Шухман Ю.И. Учебник водителя. «Основы управления автомобилем и безопасность движения»

Учебник водителя автотранспортных средств категории «В» (7-е изд.) учебник 2014г.            

 

Электронные учебно-наглядные пособия

1. Интерактивная мультимедийная программа для подготовки водителей транспортных средств «

Автополис-Медиа» полный теоретический курс. ООО « Компания « Автополис-плюс» Москва

2014год.

2. Мультимедийная программа «Зарница-Автошкола». Теоретический курс и методическое пособие.

ООО « Зарница» Москва 2014 год.

 

 Методы и средства обучения

Учебным планом предусмотрен лекционный курс и проведение практических занятий.

 Использование информационных технологий и активных методов обучения

Предусмотрено использование: -

Обучающие фильмы;

-мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран, программное обеспечение                          

 

 КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1 Формы текущего контроля

Текущий контроль включает проверку наличия конспекта лекций, контрольные работы,

тестовые задания.

2 Форма аттестации

Формой итоговой аттестации в соответствии с учебным планом является зачет

Перепечатка и использование материалов с данного сайта, разрешена только по согласию с владельцем.  
Главный офис
658560, Алтайский край, Мамонтовский район, село Мамонтово, ул. Захарова, 20
Телефон:
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить