УТВЕРЖДАЮ
Председатель МО ДОСААФ России
Мамонтовского района Алтайского края
____________________Ячменев С.В.
«_09_»_января_2019г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О НОРМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
с. Мамонтово
2019г.
- Общие положения.
1.1. Настоящее Положение о нормах профессиональной этики (кодекс) педагогических работников (далее - Положение) МО ДОСААФ России Мамонтовского района Алтайского края (далее - МО ДОСААФ России Мамонтовского района ) разработано на основании Конституции Российской Федерации, Закона от 29.12.2012 .N9 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. №47-ФЗ-273), других федеральных законов, содержащих ограничения, запреты и обязательства для педагогических работников.
1 .2. Настоящее Положение дополняет правила, установленные законодательством Российской Федерации об образовании.
1 . З. Положение представляет свод общих принципов профессиональной этики и основных правил поведения при осуществлении педагогической деятельности, основанных на нравственных критериях и традициях советской и российской школы, независимо от должности, занимаемой педагогом. Положение является профессионально-нравственным руководством, обращенным к сознанию и совести каждого педагогического работника МО ДОСААФ России Мамонтовского района.
1.4. Никакая норма настоящего Положения не должна толковаться как предписывающая или допускающая нарушение действующего законодательства об образовании.
1.5. Настоящее Положение служит целям:
- повышения доверия общественности к образовательной организации;
- установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей:
содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников МО ДОСААФ России Мамонтовского района:
- регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности;
- Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в общественном сознании.
- Знание и соблюдение норм настоящего Положения является нравственным долгом каждого педагогического работника МО ДОСААФ России Мамонтовского района и обязательным критерием оценки качества его профессиональной деятельности.
- Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в МО ДОСААФ России Мамонтовского района, вправе, изучив содержание настоящего Положения, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в МО ДОСААФ России Мамонтовского района.
- 9. Срок действия Положения не ограничен, при изменении нормативно-правовой базы изменения вносятся в установленном Законом порядке. После принятия новой редакции Положения, предыдущая утрачивает силу.
- Обязательства педагогических работников при осуществлении профессиональной деятельности.
-
- Педагогические работники при любых обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности.
- В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники должны соблюдать следующие этические принципы: объективность, компетентность, справедливость, честность, гуманность, демократичность, профессионализм, взаимоуважение, конфиденциальность.
- Педагогические работники, осознавая ответственность перед обществом и государством, призваны:
- оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения ее престижа;
- исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы МО ДОСААФ России Мамонтовского района,
- исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как в МО ДОСААФ России Мамонтовского района в целом, так и каждого педагогического работника;
- осуществлять свою деятельность в пределах полномочий исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
- уведомлять администрацию МО ДОСААФ России Мамонтовского района обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования;
- принимать предусмотренные законодательством РФ меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
- быть требовательными к себе. стремиться к самосовершенствованию
- обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков; соблюдать языковые нормы. культуру своей речи, не допускать использования некорректных и грубых высказываний;
- соблюдать деловой стиль. опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде.
2.4. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники обязаны воздерживаться от:
- поведения. которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций. способных нанести ущерб их репутации или авторитету МО ДОСААФ России Мамонтовского района;
- пренебрежительных отзывов о деятельности МО ДОСААФ России Мамонтовского района или проведения необоснованных сравнений его с другими образовательными организациями;
- любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста. расы. национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения. политических или религиозных предпочтений;
- поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам.
2.5. Педагогическим работникам необходимо принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей.
З. Обязательства педагогических работников перед слушателями.
3.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия со слушателями МО ДОСААФ России Мамонтовского района:
- признают уникальность, индивидуальность и определенные личные потребности каждого;
- выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении;
- стараются обеспечить поддержку слушателям для наилучшего раскрытия и применения их потенциала; выбирают такие методы работы, которые поощряют в слушателе развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания сотрудничать и помогать другим;
- защищают интересы слушателей и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия; осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих интересы слушателей;
- применяют свою власть с соблюдением законодательных и моральных норм;
- гарантируют, что отношения между слушателями не будут никогда использованы как идеологический или религиозный инструмент в отношении их.
3.2. В процессе взаимодействия со слушателями МО ДОСААФ России Мамонтовского района педагогические работники обязаны воздерживаться от:
- навязывания им своих взглядов, убеждений и предпочтений;
- оценки их личности и личности их законных представителей;
- предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
- предвзятой и необъективной оценки действий законных представителей слушателей;
- отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и психологические недостатки слушателей, а также из-за отсутствия времени для объяснения. При действительном отсутствии времени необходимо оговорить время консультации, удобное для обеих сторон;
-проведения на учебных занятиях явной политической или религиозной агитации;
4. Обязательства педагогических работников перед законными
представителями слушателей.
4.1. Педагогические работники в процессе взаимодействия с законными представителями слушателей должны.
- помнить. что от того, как их встретят и выслушают. какую окажут помощь, зависят их настроение и их мнение о педагогических работниках и работе МО ДОСААФ России Мамонтовского района в целом;
- начинать общение с приветствия;
- проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
- высказываться в корректной и убедительной форме; если требуется, спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного;
- разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу;
- принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица).
4.2. В процессе взаимодействия с законными представителями слушателя педагогические работники не должны:
- перебивать их в грубой форме;
- проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
- разглашать высказанное слушателями мнение о своих законных представителях;
- переносить свое отношение к законным представителям слушателей на оценку личности и достижений их детей.
- Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал.
- В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя слушателя необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
5. Обязательства педагогических работников перед коллегами.
5.1 . Педагогические работники в процессе взаимодействия с коллегами:
- поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения; готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале своего профессионального пути;
- поддерживают и продвигают профессиональные интересы;
5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники обязаны воздерживаться от:
- пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или проведения необоснованного сравнения результатов их работы со своими результатами; - предвзятого и необъективного отношения к коллегам; - обсуждения недостатков коллег и их личной жизни.
6. Обязательства педагогических работников перед администрацией МО ДОСААФ Мамонтовского района
-
- Педагогические работники выполняют разумные указания администрации и имеют право подвергнуть их сомнению в порядке, установленном действующим законодательством.
- В процессе взаимодействия с администрацией педагогические работники обязаны соблюдать нормы субординации.
7. 7. Обязательства администрации МО ДОСААФ Мамонтовского района перед педагогическими работниками.
-
- Быть для других педагогических работников образцом профессионализма и безупречной репутации. способствовать формированию в лицее благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата.
- Делать все возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого педагогического работника.
- Ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного вмешательства в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей, со стороны законных представителей учащихся.
- Представителям администрации следует:
- формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения;
- помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
- регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики;
- обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
7.5. Представитель администрации не имеет морального права:
- перекладывать свою ответственность на подчиненных;
- использовать служебное положение в личных интересах;
- проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость; умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности.
8. Контроль за соблюдением настоящего Положения.
-
- Для контроля соблюдения настоящего Положения, поддержки педагогических работников, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказом Председателя создается комиссия по профессиональной этике. В состав комиссии включаются наиболее квалифицированные и авторитетные представители педагогических работников.
- В своей деятельности комиссия руководствуется действующим законодательством об образовании, Уставом , настоящим Положением.
9. Ответственность за нарушение настоящего Положения.
9.1. Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей. которое учитывается при проведении его аттестации и влечет моральное воздействие либо одно из установленных трудовым законодательством дисциплинарных взысканий.